Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена значимостью поста Президента РФ. Статья 81 Конституции РФ закрепила, что Президент РФ, являясь выборным главой государства, избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и при тайном голосовании прямого избирательного права сроком на 6 лет.
Таким образом, Конституция РФ закрепила принцип выборности и периодической сменяемости Президента в РФ, установив, что Президент избирается на срок 6 лет всеми гражданами страны, которые обладают активным избирательным правом, на выборах, проходящих по всей стране, что и является основанием возникновения полномочий Президента РФ у конкретного лица.
Объектом данной работы являются общественные отношения, связанные с выборностью должности Президента РФ.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ.
Целью данной работы является изучение порядка выборов и прекращения полномочия Президента РФ, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Задачами работы ставится:
• изучить порядок выборов Президента РФ;
• проанализировать правовой статус и полномочия президента РФ правовой статус и полномочия;
• выявить проблемные аспекты выборов Президента;
• исследовать прекращение полномочий Президента Российской Федерации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Порядок выборов и правовой статус Президента РФ
1.1. Порядок выборов Президента РФ
В Российской Федерации предусмотрено две возможности претендовать на должность Президента РФ:
- быть выдвинутым политической партией, имеющей право в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» принимать участие в выборах, в т.ч. выдвигать кандидатов;
- в порядке самовыдвижения при условии поддержки самовыдвижения группой избирателей.
В соответствии с таким предназначением института свободных выборов, как формирование и периодическая сменяемость состава органов публичной власти, Конституция Российской Федерации закрепляет принцип периодичности выборов Президента в ст. 81, ст. 92, ст. 96, ст. 109. Предусмотренная международными обязательствами Российской Федерации, а именно Международным пактом о гражданских и политических правах и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, периодичность выборов есть необходимое условие демократического развития страны, имеющее целью посредством регулярного обновления состава органов публичной власти обеспечить их демократический и правовой характер.
Периодическая сменяемость выборных органов свидетельствует о демократическом характере государства, что подтвердил Конституционный Суд РФ, подчеркнув, что Конституция РФ закрепляет периодичность выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы.
Днем выборов Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих президентских выборах. Так как предыдущие выборы Президента РФ проводились 2 марта 2008 г., очередные состоялись 4 марта 2012 г.
По данным ЦИК России, на очередных выборах 4 марта 2012 г. были выдвинуты 14 кандидатов, самому возрастному на тот момент было 69 лет, самому молодому был 41 год, в итоге было зарегистрировано пять кандидатов, среди них были и самовыдвиженцы, и кандидаты от политических партий, информация о которых была предана гласности и размещалась в том числе в сети Интернет. Все вышеизложенное соответствовало принципам выборов Президента в РФ.
После избрания Президента РФ в соответствии со ст. 82 Конституции РФ осуществляется процедура вступления его в должность. С момента принесения присяги Президент РФ вступает в должность. Одновременно с этим прекращаются полномочия прежнего Президента РФ.
В юридических исследованиях ряда авторов достаточно объемно освещены принципы проведения выборов как составная часть принципа выборности и принципа сменяемости Президента РФ. Так, в трудах О.Е. Кутафина исследуются пять принципов проведения выборов: равное избирательное право, всеобщее избирательное право, прямое избирательное право, добровольное и свободное участие гражданина в выборах, тайное голосование. С.А. Авакьян указывает на следующие принципы, к которым относятся следующие девять принципов: всеобщее избирательное право, прямое избирательное право, равное избирательное право, тайное голосование, сочетание пропорциональной и мажоритарной избирательных систем при выборах депутатов, свобода выборов и добровольность участия в них граждан, состязательность, сочетание с возможностями использования негосударственных средств, государственного финансирования избирательной кампании, проведение выборов избирательными комиссиями.
С.Д. Князев отмечает, что принцип выборности характеризуется тем, что выборы являются обязательным (императивным) и единственным законным (легитимным) способом формирования избираемых гражданами России представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
1.2. Правовой статус и полномочия президента РФ правовой статус и полномочия
До настоящего времени в правовой науке нет единогласного мнения о полномочиях президента. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин отмечают, что принципиально новая дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в Конституции РФ, означает, что Президент РФ занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из трех ее ветвей.
Наиболее близки к положениям Конституции РФ относительно правового статуса Президента РФ и его места в системе органов государственной власти точки зрения Б.С. Эбзеева, а также А.Н. Кокотова и М.И. Кукушкина. В частности, Б.С. Эбзеев указывает: «Согласно Конституции Президент является первым органом государственной власти. Именно с него ст. 11 Основного Закона начинает перечисление органов государственной власти, чем в дальнейшем определяется очередность конституционного описания их статуса в гл. 4 - 7». К сожалению, он не раскрывает главного: каково содержание первенства (это первенство чести, т.е. «первый среди равных» или первенство статуса, основанное на властных полномочиях), на каком основании Президент РФ является «первым органом государственной власти», а также что дает такое первенство, каков организационно-правовой механизм первенствования, его источник, а также средства его обеспечения.
А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин упоминают о праве «верховного управления (президентское право, дополненное конституционно-правовым институтом правительства»). Оценивая выделение указанными авторами подобного «права» (президентское право, дополненное конституционно-правовым институтом правительства), необходимо отметить (опираясь на положения Конституции РФ, имеющиеся теоретические исследования), что очень трудно (если вообще возможно) разглядеть «верховное управление» в таком едином тандеме.
Во-первых, потому, что трудно себе представить верховную власть в лице исполнительной власти, которая по определению должна заниматься исполнением положений Конституции РФ, федерального законодательства и указов Президента РФ (ст. 114 Конституции).
Во-вторых, установленная Конституцией РФ форма правления выводит Правительство РФ из-под непосредственного подчинения Президенту РФ, что не всегда позволяет им «соединяться» в «верховном управлении».
В правовом статусе Президента РФ как главы государства явно видны определенные признаки верховенства его правового статуса в разных сферах деятельности. Понятно, что таким верховенством, о котором мы писали применительно к Императору Российской Империи или Верховным Советам СССР и РСФСР, Президент РФ не обладает. Тем не менее это единственный орган государственной власти России, который избирается «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (ст. 81 Конституции). То есть он получает властные полномочия от носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации - ее многонационального народа, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ). Данное обстоятельство является определяющим в выделении признака верховенства статуса Президента РФ и определении его места в системе органов государственной власти Российской Федерации.
Именно поэтому с Президента ст. 11 Конституции РФ начинает перечисление органов государственной власти. А среди ее глав, посвященных закреплению правового статуса органов государственной
Фрагмент для ознакомления
3
1. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ, 04.06.2001, N 23, ст. 2277.
6. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ, 16.07.2001, N 29, ст. 2950.
7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11.06.2003 N 10-П «По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 25. Ст. 2564.
8. Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики» // СПС «КонсультантПлюс».
9. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.1998 N 134-О «По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 1.
10. Авакьян С.А. Конституционное право России. М.: ИНФРА-М, 2015. Т. 2. С. 168 - 194.
11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Статут, 2014. С. 361.
12. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. 4-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма; Инфра-М, 2010. С. 38.
13. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина. 3-е изд., пересмотренное. М.: Норма; Инфра-М, 2013. С. 687; Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: Опыт синтетического исследования. М.: Проспект, 2014. С. 210.
14. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло [и др.]; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014.
15. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь [и др.]; под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2011.
16. Международные избирательные стандарты: Сб. документов / Отв. ред. д-р юрид. наук В.И. Лысенко. М.: ЦИК России, 2009. С. 639.
17. Осавелюк А.М. Форма правления и государственный режим как стратегия и тактика в системе правовой политики России // Стратегия национального развития и задачи российской юридической науки: Сборник докладов Международной научно-практической конференции, секций конституционного и муниципального права, международного права, интеграционного и европейского права, международного частного права (Москва, 24 ноября - 3 декабря 2015 г.). М.: Проспект, 2016. С. 7.
18. Прокофьев В.Н. Экстраординарные полномочия Президента РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 3. С. 8.
19. Тлеубаев Ж.С. Скрытные полномочия Президента РФ // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. N 27 (281). С. 34.